Версия для слабовидящих
Центр развития ребёнка - детский сад «Росинка»

Памятки, советы, рекомендации

ОБЩАЕМСЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Александра Фокина, эксперт журнала «Справочник старшего воспитателя», практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, кандидат психологических наук

Ребенок часами сидит с гаджетом. Что следует предпринять?

После новогодних выходных родители отмечают, что дети не хотят идти в детский сад, играть и общаться со сверстниками. Причиной тому гаджеты, с которыми дети проводили время дома дольше, чем обычно. В статье практикующий психолог даёт рекомендации, которые помогут Вам справиться с проблемой.

Родителям удобно, когда дети играют с гаджетами. Пока они увлечены, родители могут заняться своими делами. Но когда оторвать ребенка от компьютерных игр и видеороликов не получается, мама с папой начинают паниковать. Они думают, что у ребенка зависимость от гаджетов.

Рекомендация 1.

Дарить ребенку новые впечатления

Родителей устраивает, когда все дни проходят по одному сценарию: ребенок занимается одним и тем же, не нужно ничего придумывать. Однако важно разнообразить повседневную жизнь ребенка, дарить новые впечатления, чтобы он не занимал свободное время гаджетами.

Приобщать к бытовым делам в игровой форме. Когда ребенок делает что-то посильное вместе с мамой или папой, ему некогда скучать, он под присмотром, а главное – учится помогать по хозяйству. Большинство родителей не привлекает детей к бытовым делам, и это напрасно. Советуем Вам делать это регулярно и в игровой форме. Например, нарисовать вместе с ребенком меню на ужин как в ресторане, не просто пообедать, а организовать настоящий пикник.

Знакомить с традиционными формами досуга. Ребенка важно приобщать к чтению с детства. Сначала родители могут вместе с ним рассматривать иллюстрации в книгах, придумывать сюжеты, а потом читать книги ребенку и обсуждать действия персонажей.

Когда дома нет книг или родители не читают и не обсуждают их с детьми, они тоже не проявляют к такому досугу интерес. Иногда книги в семейной библиотеке не соответствуют возрасту ребенка, поэтому он ими не интересуется. Выход – организовать детскую библиотеку дома или начать ходить с ребенком в районную. Новая информация из детских книг, а также сам поход в библиотеку подарят дошкольнику новые впечатления.

Предлагать творческие занятия дома. Если ребенок не хочет, не нужно записывать его в художественную или музыкальную школу. Расскажите родителям, как помочь ребенку найти вдохновение в вещах рядом. Можно предложить конструктор, старые игрушки, разные материалы для творчества: коробки, пакеты старые сумки, скотч, ножницы, веревочки, вата, сыпучие продукты. На прогулке родители могут показать детям, как собирать природные материалы, разрешить набрать целый пакет, принести их домой и возиться с ними.

Устраивать новые события. Если у родителей есть материальные возможности и ситуация в стране и мире позволяет, предложите отправиться с ребенком в путешествие, дом отдыха. Также отвлекут ребенка от гаджетов пробные занятия в студиях и мастерских. Если дошкольнику понравится, он будет посещать их на постоянной основе. Важно выбирать занятия, которые соответствуют интересам и возрасту ребенка. Иначе вместо новых впечатлений ребенок получит негативные эмоции и может оказаться в ситуации неуспеха.

Новые события родители могут устроить и без финансовых трат. Например, посещать с ребенком бесплатные мастер-классы, пешеходные экскурсии, выставки, музеи и концерты. Можно сходить на рыбалку или за грибами, устроить пикник за городом или тур по детским площадкам района.

Не обесценивать интересы ребенка. Есть родители, которые считают увлечения и занятия ребенка странными и бесполезными, перегружают его «развивашками». У ребенка не хватает времени на деятельность, которая ему нравится. В результате он недополучает положительных впечатлений и идет за ними в гаджеты. Если дошкольник будет делать то, что любит, он сам обеспечит себя впечатлениями.

Рекомендация 2.

Разговаривать с ребенком и мотивировать общаться со сверстниками

ВОЗ признала зависимость от видеоигр заболеванием и включила его в новое издание Международной классификации болезней. Документ вступил в силу с 1 января 2022 года

Если родители взаимодействуют с ребенком только в бытовых ситуациях, то ему будет не хватать общения с ними. Если родители не разговаривают содержательно и не отвечают на вопросы ребенка, или отвечают формально: «Так надо», «Потому что», «Отстань», «Спроси папу», – тоже возникает дефицит общения. Он будет и в ситуации, когда родители не проводят достаточно времени с ребенком, часто отвлекаются, в том числе на гаджеты.

Компьютерные игры часто диалогичны, поэтому привлекают детей, которые испытывают одиночество. Следует больше разговаривать со своим ребенком. Не нужно проявлять негатив: ругать, поучать и уговаривать. Не следует в разговоре фокусироваться на обязанностях ребенка или домашних правилах. Лучше говорить о жизни и других людях. Общаться не с целью чему-то научить или от чего-то предостеречь, а чтобы обменяться чувствами.

Нужно чаще спрашивать ребенка о чем-то, советоваться с ним. Порекомендуйте родителям выслушивать своего ребенка до конца, реагировать не на форму, а на содержание рассказов. Следует расширить количество тем для диалога, и всем членам семьи больше времени проводить вместе.

Пусть родители мотивируют дошкольника общаться с другими детьми: расспрашивают о воспитанниках в группе, друзьях, о хороших и плохих отношениях в окружении ребенка. Важно не давать прогнозы, которые напугают дошкольника или обесценят ровесника в его глазах. Так, нельзя говорить: «Никто с тобой общаться не будет!», «Они все ужасные!». Чтобы ребенок расширил круг общения, нужно посещать с ним места, где собираются его сверстники.

Рекомендация 3.

Установить эмоциональный контакт с ребенком

Родители считают, что хороший ребенок – это послушный ребенок. Они требуют, чтобы дошкольник не мешал, занимался чем-то самостоятельно и не нарушал порядок. Эмоционально неблагополучный ребенок уходит играть с гаджетом, чтобы родители не ругались на него за шум и назойливость. Поэтому ребенку нужно быть в состоянии благополучия, чтобы не зависеть от гаджетов.

Проявляйте больше внимания и интереса к ребенку: спрашивайте, что он чувствует, почему выбрал то или иное занятие. Не нужно критиковать или оценивать ребенка, тон должен быть заинтересованный и одобрительный. Родителям следует избегать вопросов, которые доказывают их правоту. Например: «Опять отвлекаешься?», «Ты что, еще не сделал?!». Необходимо сдерживать негативные эмоции, не нападать на ребенка, не переносить на него плохое настроение.

Чтобы улучшить эмоциональное состояние дошкольника, нужен непосредственный контакт с ним. Рекомендуйте родителям чаще обнимать, гладить, целовать ребенка, ухаживать за ним, его одеждой, внешностью. Помогать поддерживать уют в детской комнате, допускать «творческий беспорядок», который никому не мешает, но позволит ребенку чувствовать себя комфортно.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. Расскажите родителям, что в их силах создавать для него ситуации успеха ежедневно. Для этого нужно одобрять и поддерживать ребенка, отмечать даже самые небольшие его достижения в любом деле. Родителям следует выражать эмоции по отношению к ребенку: любопытство или сочувствие, радость от общения, интерес к его занятиям.

Игра для дошкольника – единственный тихий способ выразить негативные эмоции, который разрешают родители. Поэтому не нужно запрещать ему злиться. Лучше научить выражать агрессию приемлемыми способами. Снимать напряжение и агрессию поможет активность, поэтому рекомендуйте родителям давать ребенку возможность побегать и пошуметь хотя бы какое-то время в день.

Рекомендация 4.

Договориться с ребенком о правилах

Ребенок не понимает, можно или нельзя играть с гаджетом, если родители не могут ясно выразить свое отношение к этому. Например, требуют прекратить игру, только когда злятся. В семье могут разрешать дошкольнику играть в качестве поощрения и запрещать, если он нарушает правила. Также, когда родители не могут остановить игру ребенка, они меняют решение в ответ на его негативные эмоции. Все это говорит о том, что четких правил нет.

Чтобы избежать стихийного воспитания, попробуйте сформулировать и записать правила и требования, которые Вы собираетесь предъявить ребенку. Следует быть краткими. Три четких и постоянных правила лучше, чем тридцать три, которые зависят от настроения взрослых. Тем более дети в силу возраста не могут воспринимать и помнить много запретов.

Продумайте, озвучьте и обсудите правила со всеми членами семьи. Предложите им определить: что ребенок должен делать до того, как играть с гаджетом, когда играть нельзя, сколько можно играть. Затем Вы должны озвучить правила ребенку и начать следовать им. Если ребенок возражает – признать его чувства, дать возразить, не ругать, посочувствовать, но правил не менять.

Когда родители будут формулировать требования, пусть отталкиваются от обязательных ежедневных дел и действий, которые категорически запрещены. Придерживаться этих правил нужно всем членам семьи вне зависимости от настроения или усталости. То есть сами родители тоже должны пользоваться гаджетом только по необходимости и откладывать его подальше, когда общаются с ребенком и другими членами семьи.

Советуем избегать риторических и двусмысленных высказываний. Например, «Да что ты делаешь!», «На что это похоже?», «Что же это такое?», «Когда же ты наиграешься?» или «Ты что, самый умный?». Нужно использовать однозначные и понятные высказывания, когда ребенок нарушает правила. Свое пожелание взрослые должны обозначать твердо, но спокойно. Например: «Я прошу тебя прекратить это делать», «Остановись», «Убери гаджет, садись обедать».

Как формировать финансовую грамотность у ребенка. Кейсы для родителей.

Для одних семей деньги – запретная тема, которую они не обсуждают с ребенком. Другие, напротив, с ранних лет приучают ребенка «зарабатывать» – просят выполнять поручения по дому за денежное вознаграждение. Третьи внушают детям, что деньги превыше всего, и тем самым формируют неправильное отношение к ним. Во всех этих случаях родители допускают ошибки. И какие бы усилия не прилагали педагоги на занятиях, дети в первую очередь берут пример с родителей и усваивают модель финансового поведения своей семьи.

Предлагаем Вам изучить следующие кейсы. Каждый кейс отражает реальные ситуации, которые чаще всего происходят в жизни семей. Это поможет Вам спроецировать их на свое общение с ребенком.

Курс обучения детей основам финансовой грамотности включает семь тем. Педагоги последовательно изучают их с детьми на занятиях. Важно, чтобы новые знания, которые дети получают в детском саду, они закрепляли потом в семье. Это возможно только в том случае, если педагоги и родители будут транслировать детям одинаковые модели финансового поведения и формировать у них правильное отношение к деньгам. Поэтому содержание кейсов связано с темами курса.

Кейс-ситуация 1. Нет с собой лишних денег, а ребенок просит игрушку.

В магазине Маша увидела куклу, сама взяла ее с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу и, чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и в итоге устроила истерику. Как поступить родителям?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее.

Рекомендации родителям
Когда возвращаетесь домой из магазина, всегда обсуждайте с ребенком ситуации, почему именно сейчас вы не купили ему очередную игрушку. Объясните, что вы заработали деньги трудом и тратить их следует с пользой. Ребенок должен знать, как в семье появляются деньги: родители работают и получают их за свой труд. Но деньги могут закончиться, и тратить их нужно в первую очередь на то, что необходимо семье.
Научите ребенка составлять список покупок. Перед походом в магазин обсудите, что будете покупать, например, продукты на ужин. Затем предложите наклеить картинки с продуктами на лист бумаги – сделать иллюстрированный список покупок. В магазине попросите помочь – называть продукты из списка.

Кейс-ситуация 2. В супермаркете ребенок набрал полную корзину товаров.

В супермаркете Миша везет корзину и складывает в нее все, что видит на полках. Мама в это время ищет нужные товары по списку и только на кассе обнаруживает, что корзина переполнена ненужными в данный момент товарами. Ребенок настаивает, чтобы их купить. Как поступить маме?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее.

Рекомендации родителям
Дома в спокойной обстановке обсудите с ребенком, что такое желания – то, что нам хотелось бы иметь, и что такое потребности – то, что необходимо человеку (семье) в первую очередь. Это продукты питания, лекарства, одежда.
Совместно распланируйте ваш бюджет. Это может выглядеть так: «Часть денег мы отложим на питание, еще часть мы потратим на одежду. Другую часть на оплату коммунальных платежей за квартиру, чтобы у нас были свет и вода. Не забудем отложить на лекарства (подарок) бабушке или дедушке». Распределяйте так бюджет, пока все деньги не будут исчерпаны. В этом случае ребенок поймет, что деньги имеют свойство заканчиваться и родители тратят их на то, что в первую очередь нужно для семьи.

Кейс-ситуация 3. Увидел у друга игрушку – захотел такую же.

На прогулке Гриша увидел у своего друга игрушку, о которой давно мечтал. Он подошел к маме и попросил купить такую же игрушку. Мама ответила, что подумает. Дома после прогулки мальчик не унимался: капризничал и просил купить ему эту игрушку. Как поступить маме?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее.

Рекомендации родителям
Подарите ребенку копилку или приспособьте для этой цели, например, коробку или красивую баночку. Договоритесь, что при определенных условиях все члены семьи будут помогать ребенку копить. Например, опускать в копилку часть сдачи после похода в магазин, деньги, которые подарят бабушка с дедушкой на день рождения и пр.
Время от времени доставайте вместе с ребенком деньги из копилки и пересчитывайте, сколько денежных средств уже накопилось. Когда нужная сумма соберется, обязательно купите то, на что копили, и похвалите ребенка. Подчеркните, какой он молодец, что сумел набраться терпения и накопить на заветную игрушку.

Кейс-ситуация 4. Мама обещает ребенку деньги на игрушку взамен на хорошее поведение.

Сережа копит на машинку с пультом управления, и каждый день о ней говорит. Родители помогают ему копить и часто опускают деньги в копилку. При этом мальчик совсем не хочет помогать маме, не убирает игрушки и свои вещи в комнате. И вот в очередной раз мама обнаружила беспорядок в комнате сына. Как поступить маме?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее.

Рекомендации родителям
Помните, деньги – лишь инструмент, чтобы стимулировать ребенка к трудовой деятельности, научить его правильно обращаться с деньгами, формировать привычку «отложенного желания». Например, складывать деньги в копилку, то есть сберегать на желаемую покупку.
Тема труда – первая, с которой начинается обучение основам финансовой грамотности. Объясняйте ребенку, что у каждого в семье есть свои обязанности. Например, готовить обед – обязанность мамы, а убирать игрушки – обязанность ребенка. При этом давайте ему посильные поручения с учетом возраста.
Правовая поддержка

Размещение фотографий и видеозаписей
с воспитанниками на сайте детского сада

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложена обязанность обеспечить создание и ведение официального сайта в сети Интернет (п. 21 ч. 3 ст. 28). С тех пор размещение фотографий и видеозаписей с различных мероприятий (утренников, спортивных соревнований) на сайтах детских садов стало обычной практикой. Однако родители воспитанников не всегда довольны тем, что изображение их ребенка оказывается в открытом доступе.

Согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации от  29.12.1995 №   223-ФЗ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т. ч. в судах, без специальных полномочий. Имея данное право, родители все чаще подают жалобы на содержание сайтов образовательных организаций.

Запрет на использование изображения гражданина

Одним из основных прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ (принятой всенародным голосованием 12.12.1993), является право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23). В развитие декларативных положений указанной нормы ст. 24 Конституции РФ закреплен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от  30.11.1994 №  51-ФЗ (далее — часть первая ГК РФ) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина ( в т. ч. его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с его согласия. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Для того чтобы разобраться в том, насколько обоснованны жалобы родителей, прежде всего необходимо понять механизм действия исключений из общего запрета на использование изображений гражданина (ребенка). Интерес представляет именно возможность использования изображения гражданина в случае, когда такое изображение снято на публичном мероприятии и не является основным объектом использования. К указанным мероприятиям можно отнести проведение утренников в детском саду.

Анализируя положения подп. 2 п. 1 ст. 152.1 части первой ГК РФ, необходимо отметить, что понятие «основной объект использования» является оценочным, поскольку в правовых актах не сформулировано его четких критериев. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (например, апелляционным определением Алтайского краевого суда от  21.05.2013 по делу № 33–3897/2013).

При наличии спора вопрос об использовании изображения гражданина в качестве основного объекта может быть решен в рамках судебной экспертизы изображения.

Неменьший интерес представляет и понятие «публичное мероприятие». На основании положений ст. 2 Федерального закона от  19.06.2004 №  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и подп. 2 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ можно определить следующие критерии публичности того или иного мероприятия:

  • организованность мероприятия либо наличие определенной цели у собравшихся граждан;
  • участие в мероприятии значительного числа граждан.

Таким образом, с одной стороны, действующее законодательство устанавливает общий запрет на использование изображения гражданина. С другой — формулировки законодательных актов настолько неопределенны, что их интерпретация зависит от обстоятельств конкретного дела.

Персональные данные гражданина

Вторым не менее важным вопросом является вопрос о возможности отнесения изображения гражданина к персональным данным.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от  27.07.2006 №  152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон №  152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Столь широкое определение рассматриваемого понятия позволяет предположить, что изображение гражданина может быть отнесено к персональным данным.

Согласно ст. 11 Закона №  152-ФЗ сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность, и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, являются биометрическими персональными данными.

Некоторые нормативные правовые акты прямо относят фотоизображение к биометрическим персональным данным.

Например, согласно п. 6 Перечня персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, утв. постановлением Правительства РФ от  04.03.2010 № 125, цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа является биометрическими персональными данными владельца документа.

Однако если изображения гражданина необходимо относить к биометрическим персональным данным, то положения ст. 152.1 ГК РФ вступают в противоречие с положениями Закона №  152-ФЗ, который допускает использование биометрических персональных данных только:

  • при наличии письменного согласия субъекта персональных данных (в нашем случае — родителей воспитанника) — п. 1 ст. 11 Закона №   152-ФЗ;
  • без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об  оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из РФ и въезда в РФ, о гражданстве РФ (п. 2 ст. 11 Закона №  152-ФЗ).

Разрешить возникшее противоречие помогли разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видеоизображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки» (далее — разъяснения Роскомнадзора). По мнению ведомства, необходимо принимать во внимание цель, которую преследует оператор при осуществлении действий, связанных с обработкой персональных данных, в т. ч. фотографического изображения, содержащегося в паспорте.

В случае если персональные данные используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, такая обработка должна осуществляться в строгом соответствии со ст. 11 Закона №  152-ФЗ. До передачи изображений гражданина для установления его личности они не являются биометрическими персональными данными, обработка которых регулируется общими положениями Закона №  152-ФЗ, поскольку не используются оператором (владельцем видеокамеры или лицом, организовавшим ее эксплуатацию) для установления личности.

Таким образом, исходя из представленных разъяснений, можно сделать вывод, что фотографии воспитанников на различных мероприятиях детского сада не являются биометрическими персональными данными в случае, если не используются для установления их личности. Следовательно, использование таких фотоизображений возможно в порядке, предусмотренном ст. 152.1 части первой ГК РФ.

Статья подготовлена экспертом «МЦФЭР Образование» Поповым Русланом

Девять ошибок родителей, которые мешают подготовить ребенка к школе

В самоизоляции родители подготовишек впали в панику: занятия в детском саду прекратились, а “завтра” ребенку уже в школу. Чтобы наверстать время, родители стали заставлять детей день и ночь решать задачи и читать. Чтобы труды ваших воспитателей не пропали, и дети к сентябрю не потеряли интерес к школе, проведите с родителями онлайн-собрание. Расскажите, на какие навыки и умения ребенка им сейчас действительно нужно обратить внимание. Воспользуйтесь готовыми карточками. В них девять ситуаций, когда родители пренебрегли мнением специалистов детского сада, и как это потом отразилось на ребенке в школе. Также в статье есть плакат, который вы можете разослать родителям и разместить на сайте детского сада.

Чтобы подготовить ребенка к школе, родители дополнительно водят его, помимо детского сада, в образовательный центр или на курсы в школу. Они пренебрегают мнением специалистов детского сада о возможностях ребенка, поскольку считают педагогов в центре и учителей в школе более компетентными. Но в итоге оказывается, что ребенок к школе не готов. В статье – ситуации, когда родители, сами того не понимая, помешали подготовке ребенка к школьному обучению.

Что рассказать родителям об их задачах

Объясните родителям, что основную подготовку ребенка к школе совершают они. Готовность ребенка зависит от того, как с ним занимаются в семье, как складываются его взаимоотношения с родителями. Ошибка – ожидать, что вместо них ребенка подготовят педагоги. Также важно, как родители настраивают ребенка по отношению к школе, как оценивают его способности и возможности. Завышенные требования всегда приводят к стрессу у ребенка.

От какого заблуждения предостеречь родителей

Ошибка думать, что ребенок должен уметь читать и считать к моменту, когда поступает в первый класс. Главное – подготовить его к школе психологически. Психологическая готовность включает семь компонентов, и все они взаимосвязаны. Ее нельзя измерить умениями ребенка читать и считать. Важнее его внутренняя позиция, то, как он чувствует себя в новом статусе – статусе школьника, как воспринимает новые правила и обстановку в школе.

До школы важнее научить ребенка общаться со сверстниками, не бояться обратиться к взрослым за помощью, задавать вопросы. Ребенок должен знать правила поведения в коллективе сверстников, уметь контролировать свое поведение и спокойно сидеть на занятиях, интересоваться новыми знаниями, проявлять познавательную активность. Именно эти навыки помогут первокласснику чувствовать себя успешным и адекватно относиться к учебным задачам.

ЕЛЕНА АБАЗЯН, педагог-психолог ДО «Цветик» ГБОУ «Школа № 2109», Москва

Питание ребенка дома и в детском саду

Детское питание является одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние здоровья и гармоничное развитие ребёнка. Дошкольник большую часть дня проводит в детском учреждении, поэтому немаловажно правильно организованное питание в детском саду.

В настоящее время питание в детском саду всё больше интересует и волнует родителей

Каков режим питания в детском саду?

Питание в детском саду организовано по режиму. Например, в нашем детском саду, где дети находятся до 12 часов, предусмотрено 5 приёмов пищи:

завтрак – в 8.40,

II завтрак (сок или фрукт) - 10.15 - 10.30,

обед – в 12.00 - 12.30,

полдник – в 15.40.

ужин-17.00

Время начала приёма пищи корректируется в зависимости от возраста детей.

Чем кормить ребёнка дома?

Домашний рацион питания для ребёнка должен составляться с учётом меню детского сада. Например, если в детском саду давали рыбное блюдо, то дома в этот день кормить ребёнка рыбой не стоит. Именно, с целью информирования родителей о рационе блюд на текущий день в детском саду размещается меню в информационном уголке каждой возрастной группы. В меню также указываются в граммах объемы каждого блюда.

Обязательно следует учитывать возраст дошкольника! Не перекармливайте его, придерживайтесь возрастных норм питания!

Если домашние блюда будут отличаться разнообразием, то ребёнок не будет отказываться от пищи в детском саду. Не стоит готовить ребёнку дома острую и жирную пищу.

Режим питания дома должен быть максимально приближен к режиму питания в детском саду. Если домашний режим не совпадает с режимом детского учреждения, то желательно постепенно и терпеливо вносить изменения в режим кормления.

Нелегко приходится тем детям, которые дома вообще не соблюдали никакой режим: частые «перекусы», сладости без меры. Наличие привычки к режиму питания в детском саду и отсутствие данного режима в выходные и праздничные дни дома также отрицательно воздействует на детей.

Почему ребёнок отказывается от еды в детском саду?

Многолетняя практика показывает, что причины отказа от еды могут быть различны.

Во-первых, если ребёнок отказывается от пищи, нужно обратить внимание на его здоровье. Один из первых симптомов начала заболевания – это отсутствие аппетита.

Во-вторых, незнакомое ребёнку блюдо тоже способно вызвать нежелание кушать. Действительность такова, что современные родители не очень обременяют себя приготовлением полезной пищи. Поэтому дети в детском саду плохо едят различные запеканки, фруктовые супы, тушёные овощи, рыбу, кисломолочные продукты. Приходится выдумывать всякие присказки: например, дети плохо едят рыбу. А вы попробуйте сказать (зная о том, что в рыбе много фосфора): «Кушай рыбку, глазки будут блестеть». Детки кушают и спрашивают: «А у меня блестят? А у меня?»

Можно придумать массу таких «уговоров»:

не хочет пить кефир – «А ты попробуй, он кисленький как витаминки»

не хочет пить «снежок» — «Посмотри, мороженое растаяло, оно сладкое-сладкое»;

не пьёт какао – «Шоколадка на солнышке растаяла, теплая, сладкая».

Если ребёнок упрямится, предложите ему скушать половинку порции (всё же лучше, чем ничего). У ребёнка избирательный аппетит – разрешите из молочного супа съесть только рожки или молоко. Дети, которые кушают всё – это сейчас большая редкость.

В-третьих, если ребёнок посещает детский сад первые дни, то отказ от еды – это нормальное явление. Адаптация к новым условиям влияет на эмоциональное состояние ребёнка, поэтому снижается аппетит. Ребёнок и дома может отказываться от принятия пищи. Аппетит восстанавливается по мере привыкания к детскому саду. Поэтому, в первые дни можно разрешить всё (не кушать, кушать стоя, кушать в любом месте группы), лишь бы ребёнок был спокоен и не капризничал.

В-четвёртых, отказ от еды может быт следствием несформированности навыков самообслуживания (ребёнок не умеет кушать сам, пользоваться столовым приборами).

Таким образом, сбалансированное и рациональное питание в детском саду – это основа для гармоничного развития ребёнка в современных условиях.

Публикация воспитателя Михеевой Н.В.

Как научить ребенка не попадать

в типичные дорожные «ловушки».

Уважаемые родители!

В последнее время увеличилось движение транспорта на дорогах и в связи с этим участилось количество ДТП по вине водителей и пешеходов. В большинстве случаев основной причиной дорожно-транспортных происшествий является элементарное пренебрежение требованиями Правил дорожного движения.

Главная опасность – стоящая машина.

Почему? Да потому что, заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход, уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу.

Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус, как его ни обходи – спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет, или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за какого-нибудь препятствия (дом, стоящий автомобиль, забор, кусты и др.), мешающего видеть дорогу целиком, может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать место, где ничто не помешает вам осмотреть ее. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу.

Машина приближается медленно. И все же – надо пропустить ее!

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность!

Дети часто рассуждаю так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер не видит пешехода. Если погас сигнал светофора для пешеходов – нужно остановиться.

Сегодня на улицах городов мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают правила движения: мчатся на непозволительно высокой скорости, игнорируют сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться только на зеленый сигнал светофора. Переходя улицу, ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают, не глядя.

На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль. Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии, остановитесь, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева. Если пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранны, не делать ни одного движения, не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

На улице умейте крепко держать ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает. Дети, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля. Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.

Публикация воспитателя Никишкиной Н.В.
[/cws-widget][/col][/cws-row][cws-row cols=1 id="cols1"][col span=12][cws-widget type=text title=""]

Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?

Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни, а няня в наши дни присутствует, к сожалению, далеко не в каждой группе. В частности, еще и поэтому лучше не отдавать двухлетнего малыша в ясли, а подержать его еще с годик дома и научить всему необходимому.

Надо сказать, что два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Вам трудно в это поверить? Тем не менее, это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного - не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он "маленький и ничего не умеет"!

На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется, залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все - таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) "на самостоятельность". Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не "давай я сделаю сама!", а "посмотри, это делается так"). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

Как научить ребенка одеваться?

Если ваш ребенок сейчас именно в таком возрасте - от двух до трех лет, - примите во внимание приведенные ниже советы:

- Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но - и это очень важно! - когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!

- Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

- Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.

- Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие "уроки": самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.

Маме на заметку

Можно повесить на стенку в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат вы изготовите вместе с малышом: найдете в старых журналах подходящие картинки (заодно кроха потренируется в запоминании названий разных вещей), вырежете и наклеите их на лист ватмана.

Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. А, кроме того, очень полезны разного рода "развивающие пособия " - игры-шнуровки и все, что нужно застегивать и расстегивать (тканевые панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Все это великолепие можно покупать в детских магазинах, но гораздо интереснее мастерить своими руками. Малыш таким игрушкам будет несказанно рад, одеваться научится быстрее, а заодно и мелкую моторику разовьет.

А что же делать, если бурный возраст "Я сам!" уже остался позади и вам приходится каждое утро полностью одевать трехлетнего, а то и четырехлетнего "ленивца"? Что ж, остается наверстывать упущенное. Если ребенок и в самом деле до сих пор не умеет одеваться - учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежки от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы удобнее было их надевать и т. д.

В три-четыре года детишки, так или иначе, уже умеют одеваться. Но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им этого очень хотелось. Теперь вам придется проявить гораздо большую настойчивость и потратить значительно больше времени на то, чтобы ребенок все-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики "мягкой непреклонности": не ругать и не стыдить ребенка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его "работу" (пусть даже эта работа и состоит пока что всего лишь в натягивании носков).

Между прочим, многие маленькие упрямцы (особенно мальчики) очень реагируют на "слабо"! Часто бывает достаточно сказать: "Да уж, конечно, тебе с этой футболкой не справиться - дело - то сложное, взрослое!" - и пожалуйста, он уже стоит у дверей, полностью одетый и застегнутый на все пуговицы. Но только имейте в виду: этот метод можно использовать только в том случае, когда ребенок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте очень удивиться тому, как ловко, быстро и аккуратно малыш сумел одеться!

Не стоит упускать из виду и еще одну возможную причину отказа от самостоятельного одевания. Быть может, ребенку просто очень не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли ребенку надеть те вещи, которые вы ему предлагаете, нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников. Некоторые дети отличаются повышенной чувствительностью (или, как говорят психологи, сензитивностью): свитер, который, на ваш взгляд, нарядный и очень тепленький, для них действительно может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои, вполне определенные вкусы и пристрастия в одежде - любимый цвет, фасон и так далее. Не стоит этим пренебрегать - напротив, лучше поддерживать и развивать в ребенке вкус. Ведь это прекрасно, если малыш уже в четыре года хорошо знает, чего хочет! Конечно, целиком полагаться лишь на его мнение вряд ли возможно: может статься, что единственно приемлемой формой одежды юный модник считает футболку и шорты... В любом случае нужно искать компромиссы и, насколько это удается, учитывать мнение ребенка при выборе одежды.

Публикация воспитателя Боевой Л.Н.

Какие игрушки нужны детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Публикация воспитателя Дренясовой Л.Г.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь, обычно, с детского сада. Чтобы сделать привыкание ребенка к детскому саду относительно легким, родителям разговор о детском садике лучше начинать задолго до первого похода туда, и говорить о нем стоит, как о чем-то очень-очень привлекательном (только без вранья и фантазий, чтобы избежать разочарований).

Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город с длинными улицами, наполненными своими жителями, причем они больше вас, а есть просто гиганты. И эти гиганты проявляют к вам особый интерес, и их намерения пока не ясны – добрые или не очень. И нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди и что  за город, помог, поддержал.

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это, не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад двухлетним малышом. И ходить по детскому саду боязно – что там, за поворотом? Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то умение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтным ситуациям с детьми, воспитателем.

Именно поэтому до начала посещения детского сада малыш должен поверить: мама может уходить, но всегда возвращается. Для «тренировки» необходимо попробовать на короткое время оставить ребенка в компании хороших знакомых, детей и родителей. Только необходимо предупредить малыша о своей отлучке! Очень пригодятся ребенку и  навыки общения с чужими детьми и взрослыми. Поэтому стоит использовать любую возможность завести новые знакомства и расширить круг друзей малыша. Очень важно объяснить малышу, почему он должен ходить в детский сад. Можно сказать, что теперь он большой, и как все большие люди, утром тоже будет уходить по делам. Мама и папа отправляются на работу, старшие дети в школу, а он в садик. Это будет его первой обязанностью.

Дорога из сада – время для разговоров. Как прошел день, с кем он играл, что ел? Малышу интересно рассказать о том, кто в группе плачет, кто балуется и обязательно – кто ему нравится. А вот чего делать нельзя: исчезать, пользуясь тем, что ребенок заигрался, шантажировать садом и устраивать незапланированные выходные среди недели. Привыкнуть все-таки проще к тому, что ты понимаешь и осознаешь. Даже если это звучит так: вы покушаете, погуляете, поспите – и я приду за тобой.

Показателем окончания адаптационного периода является то, что ваш малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел. Вот теперь уже можно подумать о своих делах и о своих интересах, дорогие родители!

Публикация воспитателя Алексеевой Н.В.

Как общаться с ребенком раннего возраста

Общаясь со своим ребенком, старайтесь:

  1. Быть последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
  2. Быть вежливым с ребенком. И тогда ваш ребенок, скорее всего, усвоит именно такую манеру взаимодействия.
  3. Сотрудничать с ребенком, а не руководить им. Ваши приказы, резкие запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.

4. Вводить четкую систему запретов. Их должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку (например, такие запреты: не брать спички, не открывать кран с горячей водой, не включать газ и др.). Старайтесь следовать им неукоснительно.

5. Формулировать запреты кратко, конкретно. Лучше сказать ребенку: «Горячо!», «Грязно!», чем «Нельзя!», «Отойди!»

6. Устанавливать определенные правила в вашей семье, ежедневное следование которым поможет вам избежать большого количества нотаций, а ребенку стать увереннее и спокойнее.

7. Расширить поведенческий репертуар ребенка. Для этого рассказывайте ему, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте детям пример различных реакций на события (как на положительные, так и на отрицательные).

8. Использовать в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями. Скорее всего, из вашей речи он поймет лишь то, что вы недовольны им или даже не любите его.

9. Наказывая ребенка, не быть чрезмерно строгими и не ущемлять достоинства малыша.

10. Быть терпеливыми. Не допускать чрезмерных вспышек в ответ на не удовлетворяющее вас поведение ребенка.

11. Чаще говорить ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и др.

Публикация воспитателя Ломакиной Н.Ф.