Следует сразу отметить, не все взрослые слышат с первого раза. Но если ребенок с детства приучен слышать с первого раза, то есть большая вероятность, что это умение сохраниться на всю жизнь.
Алгоритм выглядит следующим образом:
1. Убедитесь, что вас внимательно слушают
Бывает, ребенок поглощен каким-то интересным занятием и действительно не слышит. Сначала переключите внимание на себя, а потом начинайте говорить. Достаточно установить зрительный контакт. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это трудно пропустить.
2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал
Кажется человек слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал, а сам в мыслях был где-то очень далеко. Поэтому лучше переспросите: «Ты меня услышал?», О чем я сейчас попросила?». Если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – вас услышали.
3. Договоритесь о последствиях
Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях: «Тот кто не услышал, что надо убирать игрушки, вечером будет сидеть без игрушек.» Кто не услышал: «Надо быстро одеться. Если через десять минут не выйдем, опоздаем в кино», действительно опоздает в кино. Или вообще не пойдет.
Важно, чтобы это сработало, надо, чтобы оговоренные условия всегда исполнялись и последствия наступали.
ВНИМАНИЕ! Очень важные дополнения по применению алгоритма.
а. Учить детей личным примером. Надо обязательно слышать своего ребенка с первого раза.
б. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть сопоставимы с его возрастом. Например, неразумно требовать: «Чтобы через десять минут все было убрано», если ребенок еще не умеет определять время и понятия не имеет, что такое десять минут.
в. Последствия, должны быть именно последствиями, а не шантажом. То есть тем, что естественным образом наступит после. Тем, для чего есть объективные причины. «Если ты не придешь за стол, то останешься голодным» — естественные последствия. А вот «Если ты не придешь за стол, я вылью тебе суп на голову» — шантаж.
Категории: Муниципальный консультационный центр