5.1 Краткая презентация Программы
5.1.1. Образовательная программа дошкольного образования (далее— образовательная Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028.
5.1.2. Ссылка на федеральную образовательную программу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
5.1.3. Образовательная Программа определяет цели, задачи, принципы, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
5.1.4. Образовательная Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности в течение всего времени пребывания детей в детском саду в соответствии с 10,5-часовым режимом работы при 5-дневной рабочей неделе.
5.1.5. Цель образовательной Программы — разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
5.1.6. Задачи образовательной Программы:
- обеспечить единое содержание дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
5.1.7. Образовательная Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из образовательной Программы для родителей воспитанников.
5.1.8. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
ОП ДО охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей с 2-х месяцев до 8-ми лет.
Образовательная программа ДОУ:
обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 2-месяцев до 8 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.
Возрастные категории детей.
От 2 месяцев до 1 года — младенческий возраст
От 1 года до 2 лет – ранний возраст
От 2 лет – до 3 лет – ранний возраст
Дошкольный возраст.
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 7 лет до 8 лет
Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3).
5.1.9. Используемые Программы
Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлен региональный модуль
5.1.10. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo — педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьей:
— изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
— знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
— информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
— создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
— привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
— поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы в работе с семьями воспитанников:
— открытость детского сада для семьи;
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— создание единой развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
Формы сотрудничества с семьёй
— Консультирование родителей, индивидуальные беседы. — Общие и групповые родительские собрания.
— Приобщение родителей к реализации тематического периода.
— Дни открытых дверей, открытые просмотры образовательной деятельности.
— Анкетирование.
— Проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов.
— Совместные с родителями выставки.
— Издательская деятельность для родителей: выпуски раздаточной информации в форме брошюр; стендовая информация; новости на сайте детского сада.
— Размещение ежедневной информации об образовательной деятельности с детьми «Как живёте, ребятишки?».
Совместная деятельность: проекты, семейная ассамблея, семейный театр.
В компонент ДОУ включены традиционные мероприятия:
— круглый стол для родителей выпускных групп «Детский сад и школа – два мира одного детства» — 1 раз в год;
— ежегодное социологическое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг. С учётом мнения родителей выстраивается стратегия взаимодействия по педагогическому треугольнику.
Исследование социального статуса семей воспитанников
Исследование социального статуса семей воспитанников проводится ежегодно, в сентябре и является фундаментом для совершенствования планирования работы с родителями, направленной на личностно ориентированный подход к семьям. Исследования за последние три года позволяют сделать вывод о наметившейся тенденции к увеличению молодых и многодетных семей. Практическое применение данных исследования, позволяет построить гармоничные взаимоотношения в рамках педагогического треугольника: педагог – ребёнок – родитель.