А. Бучкова, детский психолог,
кандидат социологических наук, Москва
Актуальный разговор посвятим теме конфликтов и отверженности ребенка среди сверстников. Кроме ответов на вопросы, вы найдете психотерапевтическую сказку и ссылки на полезные мультфильмы.
? Трехлетний ребенок странно реагирует на плачущих детей. Начинает кричать, может даже ударить их. В чем причина?
С появлением самосознания постепенно развивается способность малыша сочувствовать и сопереживать другим людям, называемая эмпатией. На первоначальном этапе реакция ребенка на слезы других детей будет проявляться в форме ответного плача, однако происходит это под воздействием механизма эмоционального заражения. После полутора лет можно наблюдать стремление утешить расстроенного человека. А после двух малыш уже способен понять эмоциональное состояние других. К трем–четырем годам он прекрасно чувствует эмоции людей и реагирует на них. Интуитивная реакция ребенка, как правило, складывается из тех образцов поведения, которые предлагают ему родители. Самыми неподходящими примерами считаются игнорирование чувств малыша, презрение и неуважение к его страданиям, стремление прекратить плач с помощью отвлечения внимания, подарков или угроз, переходящих в вербальное и даже физическое насилие. Когда такие модели поведения повторяются многократно, то ребенок усваивает, что реакцией на печаль могут быть, скажем, агрессивные действия в адрес другого человека. Такие эмоциональные уроки от родителей препятствуют формированию эмпатии. И приводят к развитию агрессии и детской жестокости.В связи с этим прежде всего маме и папе необходимо проанализировать собственное поведение и действия других значимых взрослых, с которыми контактирует ребенок. Для того чтобы ответная реакция малыша на печаль начала меняться, он должен чувствовать себя в безопасности в семье, быть уверенным, что его любят и принимают родители независимо от эмоциональных проявлений. Эффективным будет также обсуждение с ребенком его чувств и знакомство со способами их корректировки.
Сами родители должны быть компетентны в вопросах распознавания и контроля за собственными эмоциями. Для эмоционального переучивания потребуется время. Если, несмотря на усилия, изменений не происходит, то не стоит откладывать с обращением за помощью к психологу.
? Где-то читала, что если ребенок – изгой в одном коллективе, то обязательно будет группа, где он лидер. Но наш ребенок (6 лет) изгой везде. С ним если и играют, то он всегда на вторых ролях, подчиняется другим. Это тем более удивительно, что мы, его родители, занимаем руководящие посты. Как изменить ситуацию?
Сложившаяся ситуация может быть связана с усвоенным стилем общения. Если родители – руководители, то, возможно, требуют полного подчинения от ребенка. И малыш просто привык к таким отношениям. В любом случае необходимо выяснять первопричину.
Перечень мультфильмов по проблемам, связанным с конфликтами и отверженностью ребенка среди сверстников:
- Как отреагировали на предложение козленка бодаться индюк, поросенок и овечка?
- Как ты думаешь, по какой причине они отказались?
- Какие чувства у них вызывало желание козленка?
- Как повел себя щенок?
- Что такого мог бы предложить животным козленок, чтобы они согласились поиграть с ним?
- А что бы ты мог предложить ребятам во дворе или в детском саду?
Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 3 (2008 г.). Серия 153. «Чего хотят гусеницы?».
Гусеницы начинают делать всем вокруг гадости. Оказывается, им очень не хватает тепла и участия. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком, который проявляет агрессию в отношении сверстников.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 5 мин.
Основные вопросы и ход беседы.
- Что разозлило гусениц в самом начале мультфильма?
- Что они решили сделать?
- К чему привели их гадости?
- Чего на самом деле не хватало гусеницам?
- Что они могли сделать, чтобы не расстраивать взрослых и детей? Что ты можешь делать вместо драк и гадостей, чтобы получить внимание и участие во дворе или в детском саду?
Мультсериал «Смешарики: Азбука дружелюбия» (2009 г.). Сезон 1. Серия 4. «Чугунок не играет».
Крош не хочет брать в игру робота Биби, пока он не показывает, как здорово умеет играть в баскетбол. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком, которого не принимают сверстники.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 1 мин 35 с.
Основные вопросы и ход беседы.
- По какой причине Крош не хотел брать Биби в игру?
- Как на это отреагировал Ежик?
- Что сделал Биби, чтобы Крош захотел играть с ним?
- Что еще можно было сделать? Что ты можешь сделать, чтобы ребята захотели играть с тобой? (Вопрос можно дополнить деталями ситуации ребенка, отвергнутого сверстниками.)
- Во что ты умеешь играть очень хорошо?
В каком возрасте и как объяснить ребенку, что важно держаться подальше от незнакомцев?
Бучкова Алла Ивановна, детский психолог,
кандидат социологических наук, Москва
Начать лучше с вопроса личных границ. Для этой цели отлично подойдут круги отношений и безопасности для детей. Вводить их следует постепенно, начиная с двухлетнего возраста. Кризис трех лет сигнализирует, что схему можно вводить полностью. Кроме этого, желательно использовать сказки и мультфильмы. Например, «Семеро козлят», «Снежная королева», «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Можно придумывать истории, которые будут интересны малышу. Ниже предложена психотерапевтическая сказка, направленная на знакомство ребенка с правилами безопасности и общения с посторонними людьми.
Но прежде повторим рекомендации по использованию психотерапевтических сказок.
- Метод сказкотерапии применяем с детьми старше двух лет. После трех лет можно сочинять отдельные фрагменты сказки вместе с ребенком. Наибольший эффект такой прием дает после пяти лет.
- Продолжительность сказки зависит от возраста. Примерные нормы: не более десяти минут в возрасте до трех лет, не более 15 – до пяти лет, не более 20 – до семи лет. Ориентируйтесь на ту продолжительность, которая интересна вашему ребенку.
- Главный герой сказки должен быть одного пола с малышом. Включите в описание положительные стороны характера и таланты вашего ребенка. Хороший эффект также дает добавление в сюжет ситуаций, имевших место в жизни малыша совсем недавно.
- Лучше всего не читать, а рассказывать сказку. Важно отрепетировать повествование (оптимально – рассказать себе вслух или даже записать на диктофон и прослушать) и после уже делиться сказкой с ребенком. Делайте это эмоционально, по ролям. И только когда малыш в хорошем настроении.
- После этого сказка обязательно обсуждается с ребенком. Можно использовать вопросы в конце истории или задавать другие, которые по-считаете важными и интересными для малыша. Обсуждение происходит после каждого прочтения, но вопросы меняются. Если они появляются в процессе чтения или рассказывания, то сразу же отвечаем на них или переадресуем ребенку.
- Эффективность психологического воздействия сказки повышается, если ее разыгрывать, используя игрушки. Это может быть как кукольный спектакль, так и совместная игра, в которой ребенок принимает непосредственное участие. Историю допустимо рисовать, лепить, снимать на видео сам рассказ или спектакль.
- В каждой сказке, если она не носит ознакомительного характера, рассматривается один или даже несколько вариантов преодоления проблемы, которая в ней раскрывается. После первого рассказа начинаем внедрять предложенное решение в жизнь. С ним должен согласиться ребенок. Если получается не сразу, напомните, что у героя сказки сначала тоже так было. Если время идет, а результата нет, необходимо предложить малышу через сказку другое решение. Герой может остаться прежним. Если сказка носит ознакомительный характер (например, такая представлена в текущем номере), то данный пункт пропускается.
При составлении рекомендаций использованы схема Д. Бретт и рекомендации И.В. Маниченко