ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ДОУ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Сказка»
- Положение о реализации инклюзивной практики в МБДОУ «ЦРР-/с «Сказка«
- Положение о деятельности психолого-педагогического консилиума
- Положение об организации психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в образовательном процессе доу в МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка»
- Положение о системе оценки индивидуального развития детей с ОВЗ в МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка»
- Положение о группе компенсирующей направленности
- Положение об индивидуальной карте динамики развития ребенка с ОВЗ МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка»
- Положение о комиссии по урегулированию споров
- План работы ППк в ДОУ на 2023-2024 учебный год ( Психолого- педагогический консилиум в ДОУ)
- Положение о логопедическом пункте
- Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка»
Что означает аббревиатура ОВЗ?
Ограниченные возможности здоровья— к данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
Что означает аббревиатура ЗПР?
Задержка психического развития – это негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых) т.е. когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков, эмоциональных проявлений
Такие дети предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.
Условия образовательного процесса для детей с ОВЗ
- Наличие оборудованных учебных помещений.
В ДОУ создана отдельная группа для детей с ЗПР. Группа обеспечивается оборудованием: дидактическими играми, сенсорными ковриками, игрушками, музыкальными инструментами.РПС группы включает в себя уголок уединения, уголок психологической разгрузки, уголок сенсорных игрушек, развивающие столы, дидактические развивающие игры Имеются кабинеты логопеда, психолога, дефектолога, учебный класс.
Кабинет учителя-дефектолога (приспособленный). По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон: 1. Зона для подгрупповых занятий с детьми, включает в себя столы, стулья, магнитная доска 2. Зона, где находятся методические пособия учителя – дефектолога:справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию детей; учебно-методическая литература по обучению грамоте; пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса; занимательное игровое обеспечение дефектологических занятий (настольные игры – лото, игрушки); оборудование, способствующее развитию мелкой моторики рук.
Кабинет учителя-логопеда .Общая площадь – 19 кв. м.
В кабинете предусмотрено 2 места для индивидуальной работы логопеда с ребёнком и 12 мест для занятий детьми.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 5- 7 лет.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС и основными педагогическими принципами:
Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).
2. Зоны логопедического кабинета
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована мольбертом, учебными пеналами, детскими столами.
Кабинет педагога -психолога. Общаяч площадь19 кв.м.
Оборудование кабинета психолого-педагогической службы определяется задачами и целями деятельности.
Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны подгрупповой коррекционной работы и игровой терапии.
Например, зона консультирования и диагностики, может превратиться в зону арт-терапии, где находятся самые необходимые материалы для творчества: листы бумаги и ватмана, цветная бумага и картон, фломастеры, цветные карандаши, мелки, гуашь, пальчиковые краски, кисти, клей-карандаш, пластилин, фольга, пайетки, мягкие палочки и др. материалы.
Кабинет педагога-психолога рассчитан на индивидуальную и подгрупповую работу (до 10 человек).
Кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
— консультативная;
— диагностическая;
— зона хранения документации и архива;
— коррекционно-развивающая (тренинговая (игровая) зона);
— психологической разгрузки (релаксации);
— уголок сенсорного развития;
— уголок настроения
-уголок уединения
Комната хорошо организована для индивидуальных консультаций и диагностических процедур. Атмосфера в кабинете максимально приближена к домашней уютной обстановке, что помогает настроить процесс консультации на доверительное общение с клиентом и обсудить его волнующие вопросы.
Коррекционно-развивающая зона (зона игровой терапии) состоит из нескольких взаимосвязанных игровых уголков:
- уголок настроения (развитие эмоционального интеллекта, развитие социально-коммуникативных навыков, снятия психоэмоционального напряжения), где на стене висит плакат «Мои эмоции и чувства», пособия: «Коврик злости», «Мешочек Гнева» для отреагирования негативных эмоций.
- сенсорный уголок (для развития мелкой моторики, восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления), где имеется пособия для изучения цвета, формы, величины, а также сенсорные мисочки с сыпучими материалами (манка, греча, фасоль), цветные камешки. Стоит песочный световой стол, имеется небольшая коллекция миниатюрных фигурок для игры в песочнице.
- настольный театр: с небольшой ширмой и маленькими деревянными фигурками, для разыгрывания сказочных сюжетов
- пальчиковый театр
- куклы «БиБаБо»
Зона хранения документации и архива состоит из стеллажа с тремя полками и шкафом. Вся рабочая документация храниться в специальных папках накопителях, игровые пособия разложены в коробки, подписанные по возрастам.
Кабинет педагога-психолога имеет содержательно насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
В дошкольном учреждении имеется отдельный спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, медицинский и процедурный кабинеты, размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения. Для кабинетов выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Группа обеспечивается оборудованием: дидактическими играми, сенсорными ковриками, игрушками, музыкальными инструментами.РПС группы включает в себя уголок уединения, уголок психологической разгрузки, уголок сенсорных игрушек, развивающие столы, дидактические развивающие игры В ДОУ имеется лифт для маломобильных групп населения.
2. Обеспечение доступа в здание образовательной организации детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка» функционирует с 2014 года. Учреждение располагается в двухэтажном здании. В здании имеется лифт (подёмник ) для инвалидов . Входная площадка имеет навес. Центральный вход и вход в каждую группу оборудованы пандусом.
Устройства для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением, табличками со шрифтом Брайля . Имеется кнопка вызова для помощи.При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет предоставлено сопровождающее лицо.
·
3. Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ.
Медицинское обслуживание детей инвалидов и детей с ОВЗ в детском саду осуществляется на общих основаниях в соответствии с договором на оказание медицинских услуг и соглашения о взаимодействии. Специальных условий охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ нет.
Обеспечивается оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи:
· организуются профилактические осмотры;
· проведение санитарно-просветительской работы;
· организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий Санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя, корригирующая с использованием дыхательных упражнений, пальчиковая гимнастики, воздушные ванны, правильная организация прогулки, проветривания, соблюдение температурного режима в течение дня).
4.Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Оборудование и персонал пищеблока детского сада осуществляют потребность воспитанников в пяти разовом питании (второй завтрак – фрукты, сок ).
5.Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
6.Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников.
Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
6.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
7. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
- первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
- заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
- разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ;
- составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по адаптированной программе;
- создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
- реализация индивидуальной программы или маршрута;
- проведение промежуточной диагностики и анализ;
- консультирование родителей.
Информация для родителей:
- о предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
- об основных образовательных программах;
- о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
- о содержании психолого-педагогической коррекции;
- о возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
О работе специалистов психолого-педагогического сопровождения:
Педагог-психолог:
График работы педагога-психолога
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Учитель-дефектолог:
- обследует дошкольников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии;
- составляет заключения по результатам обследования;
- определяет задачи, формы, методы коррекционной работы;
- организовывает и проводит коррекционно-диагностическую работу.
Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- осуществляет укрепление здоровья детей;
- совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Информация о достижениях учеников с особыми образовательными потребностями за 2022-2023 учебный год
Группу компенсирующей направленности в 2022 году посещали 6 воспитанников из которых 2 ребенка — инвалида
В результате анализа данных на начало года 60% имели низкий уровень и 40% детей имели ниже среднего уровень познавательного развития. В ходе обследования, проведённого в течение учебного года, у детей в разной степени были выявлены следующие нарушения:
- трудности восприятия образцов артикуляции
- бедность чувственной стороны речи
- нарушение координации и ориентировки в пространстве
- затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
- процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
- слуховое восприятие и удержание информации
- причинно-следственных отношений
- произвольное и непроизвольное внимание
- недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
- составление рассказа по сюжетной картинке
- затруднения в умении правильно держать ручку
По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка (6детей), а также сформированы подгруппы (2 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.
По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:
I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, включала следующие направления:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
- формирование пространственно-временных отношений;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
- развитие слухового восприятия и формирование произношения;
- формирование ведущей деятельности возраста;
- развитие умственной деятельности.
II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующимнаправлениям:
- ознакомление с окружающим миром
- формирование элементарных математических представлений
- обучение грамоте
- формирование зрительного восприятия
- развитие ориентировки в пространстве
- развитие осязания и мелкой моторики
- формирование социально-бытовой ориентировки
Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:
- слухового восприятия и удержания информации;
- основных мыслительных операций;
- коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы;
- обогащение словаря.
Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме.
Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно — развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.
Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.
На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:
Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.
Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.
Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.
Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.
№ | Ф.И. ребенка | Уровень интелл. Развития на начало года | Уровень интелл. развития на конец года | Динамика |
1 | Виталик | низкий | низкий | незначительная |
2 | Денис | низкий | Ниже среднего | волнообразная |
3 | Иван | низкий | низкий | незначительная |
4 | Женя | средний | средний | положительная |
5 | Саша | средний | средний | положительная |
6 | Даниил | низкий | Ниже среднего | волнообразная |
По результатам итоговой диагностики 2 детей показали положительную динамику развития,2 детей показали волнообразную динамику развития. Эффективность коррекционно-развивающей работы проведена благодаря стабильному посещению детьми детского сада, выполнению всех домашних заданий, получению родителями систематических консультаций. Эти дети добились хороших результатов. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают незначительную, но позитивную динамику по всем направлениям развития у двух детей.
Положительное влияние на коррекционно-развивающий процесс в группе «Лучики» оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Выпустились в школу из группы компенсирующей направленности — 3 детей. (Двум воспитанникам рекомендовано индивидуальное обучение по программе начальной школы для детей с ЗПР, одному ребенку рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.)
Результаты деятельности группы «Лучики» за 2022 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.