Версия для слабовидящих
Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка»

Организация работы с детьми с ОВЗ

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ДОУ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Что означает аббревиатура ОВЗ?

Ограниченные возможности здоровья— к данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Что означает аббревиатура ЗПР?

Задержка психического развития – это негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых) т.е. когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков, эмоциональных проявлений

Такие дети предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.

Условия образовательного процесса для детей с ОВЗ

  1. Наличие оборудованных учебных помещений.

В ДОУ создана отдельная группа для детей с ЗПР. Группа обеспечивается оборудованием: дидактическими играми, сенсорными ковриками, игрушками, музыкальными инструментами.РПС группы включает в себя уголок уединения, уголок психологической разгрузки, уголок  сенсорных игрушек, развивающие столы, дидактические  развивающие игры Имеются кабинеты логопеда, психолога, дефектолога, учебный класс.

Кабинет учителя-дефектолога (приспособленный). По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон: 1. Зона для подгрупповых занятий с детьми, включает в себя столы, стулья, магнитная доска 2. Зона, где находятся методические пособия учителя – дефектолога:справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию детей; учебно-методическая литература по обучению грамоте; пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса; занимательное игровое обеспечение дефектологических занятий (настольные игры – лото, игрушки); оборудование,  способствующее развитию мелкой моторики рук.

Кабинет учителя-логопеда .Общая площадь   –   19 кв. м.

В кабинете предусмотрено 2 места для индивидуальной работы  логопеда с ребёнком и 12  мест для занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 5- 7 лет.

В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС и основными педагогическими принципами:

Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования);

Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);

Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);

Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).

Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).

2. Зоны логопедического кабинета

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Методическая литература по коррекции речи детей;
  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.

Зона подгрупповых занятий.

Эта зона оборудована мольбертом, учебными пеналами, детскими столами.

Кабинет педагога -психолога. Общаяч площадь19 кв.м.

Оборудование кабинета  психолого-педагогической службы определяется задачами и целями   деятельности.

Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны подгрупповой коррекционной работы и игровой терапии.

Например, зона консультирования и диагностики, может превратиться в зону арт-терапии, где находятся самые необходимые материалы для творчества: листы бумаги и ватмана, цветная бумага и картон, фломастеры, цветные карандаши, мелки, гуашь,  пальчиковые краски, кисти, клей-карандаш, пластилин, фольга, пайетки, мягкие палочки и др. материалы.

Кабинет педагога-психолога рассчитан на индивидуальную и подгрупповую работу (до 10 человек).

 Кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:

— консультативная;

— диагностическая;

— зона хранения документации и архива;

— коррекционно-развивающая (тренинговая (игровая) зона);

— психологической разгрузки (релаксации);

— уголок сенсорного развития;

— уголок настроения

-уголок уединения

Комната хорошо организована    для индивидуальных консультаций и диагностических процедур. Атмосфера в кабинете максимально приближена к домашней уютной обстановке, что помогает настроить процесс консультации на доверительное общение с клиентом и обсудить его волнующие вопросы.

Коррекционно-развивающая зона (зона игровой терапии) состоит из нескольких взаимосвязанных игровых уголков:

  • уголок настроения (развитие эмоционального интеллекта, развитие социально-коммуникативных навыков, снятия психоэмоционального напряжения), где на стене висит плакат «Мои эмоции и чувства», пособия: «Коврик злости», «Мешочек Гнева» для отреагирования негативных эмоций.
  • сенсорный уголок (для развития мелкой моторики, восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления), где имеется пособия для изучения цвета, формы, величины, а также сенсорные мисочки с сыпучими материалами (манка, греча, фасоль), цветные камешки. Стоит песочный световой стол, имеется небольшая коллекция миниатюрных фигурок для игры в песочнице.
  • настольный театр: с небольшой ширмой и маленькими деревянными фигурками, для разыгрывания сказочных сюжетов
  • пальчиковый театр
  • куклы «БиБаБо»

Зона хранения документации и архива состоит из стеллажа с тремя полками и шкафом. Вся рабочая документация храниться в специальных папках накопителях, игровые пособия разложены в коробки, подписанные по возрастам.

Кабинет педагога-психолога имеет содержательно насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

В дошкольном учреждении имеется отдельный спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, медицинский и процедурный кабинеты, размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения. Для кабинетов выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

Группа обеспечивается оборудованием: дидактическими играми, сенсорными ковриками, игрушками, музыкальными инструментами.РПС группы включает в себя уголок уединения, уголок психологической разгрузки, уголок  сенсорных игрушек, развивающие столы, дидактические  развивающие игры В ДОУ имеется лифт для маломобильных групп населения.

2. Обеспечение доступа в здание образовательной организации детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка»   функционирует с 2014 года. Учреждение располагается в двухэтажном  здании. В здании имеется лифт (подёмник ) для инвалидов . Входная площадка имеет навес. Центральный вход и  вход в каждую группу оборудованы пандусом.

Устройства для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением, табличками со шрифтом Брайля . Имеется кнопка вызова для помощи.При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет предоставлено сопровождающее лицо.

·

3. Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ.

Медицинское обслуживание детей инвалидов и детей с ОВЗ в детском саду осуществляется на общих основаниях в соответствии с договором на оказание медицинских услуг и соглашения о взаимодействии.  Специальных условий охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ нет.

Обеспечивается оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи:

· организуются профилактические осмотры;

· проведение санитарно-просветительской работы;

· организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий Санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя, корригирующая с использованием дыхательных упражнений, пальчиковая гимнастики, воздушные ванны, правильная организация прогулки, проветривания, соблюдение температурного режима в течение дня).

4.Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Оборудование и персонал пищеблока детского сада осуществляют потребность воспитанников в пяти разовом питании (второй завтрак – фрукты, сок ).

5.Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

6.Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников.

Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

6.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

7. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
  • заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
  • разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ;
  • составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по адаптированной  программе;
  • создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
  • реализация индивидуальной программы или маршрута;
  • проведение промежуточной диагностики и анализ;
  • консультирование родителей.

Информация для родителей:

  • —о предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
  • —об основных образовательных программах;
  • —о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
  • —о содержании психолого-педагогической коррекции;
  • —о возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

О работе специалистов психолого-педагогического сопровождения:

Педагог-психолог:

 График работы педагога-психолога

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

График учителя-логопеда

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Учитель-дефектолог:

График учителя- дефектолога

  • обследует дошкольников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии;
  • составляет заключения по результатам обследования;
  • определяет задачи, формы, методы коррекционной работы;
  • организовывает и проводит коррекционно-диагностическую работу.

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • осуществляет укрепление здоровья детей;
  • совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Информация о достижениях учеников с особыми образовательными потребностями за 2022-2023 учебный год

Группу компенсирующей направленности в 2022 году посещали 6 воспитанников из которых 2 ребенка — инвалида

            В результате анализа данных на начало года 60% имели низкий уровень и 40% детей имели ниже среднего уровень познавательного развития. В ходе обследования, проведённого в течение учебного года, у детей в разной степени были выявлены следующие нарушения:

  • трудности восприятия образцов артикуляции
  • бедность чувственной стороны речи
  • нарушение координации и ориентировки в пространстве
  • затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
  • процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
  • слуховое восприятие  и удержание информации
  • причинно-следственных отношений
  • произвольное и непроизвольное внимание
  • недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
  • составление рассказа по сюжетной картинке
  • затруднения в умении правильно держать ручку

По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка (6детей), а также сформированы подгруппы (2 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.

По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход. 

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая  работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.

II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующимнаправлениям:

  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование элементарных математических представлений
  • обучение грамоте
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы;
  • обогащение словаря.

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме.

Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно — развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.

На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:

Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.

Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью  взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.

Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.

Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий.  Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.

Ф.И. ребенка Уровень интелл. Развития  на начало  года Уровень интелл.  развития на конец года Динамика
1 Виталик низкий низкий незначительная
2 Денис низкий Ниже среднего волнообразная
3 Иван низкий низкий незначительная
4 Женя средний средний положительная
5 Саша средний средний положительная
6 Даниил низкий Ниже среднего волнообразная

По результатам итоговой диагностики 2 детей  показали положительную динамику развития,2 детей показали волнообразную динамику развития. Эффективность коррекционно-развивающей работы проведена благодаря стабильному посещению детьми детского сада, выполнению всех домашних заданий, получению родителями систематических консультаций. Эти дети добились хороших результатов. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают незначительную, но позитивную динамику по всем направлениям развития у двух детей.

Положительное влияние на коррекционно-развивающий процесс в группе «Лучики» оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Выпустились в школу из группы компенсирующей направленности — 3 детей. (Двум воспитанникам рекомендовано индивидуальное обучение по программе начальной школы для детей с ЗПР, одному ребенку рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.)

Результаты деятельности группы «Лучики» за 2022 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.