Версия для слабовидящих
Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка»

Работа с детьми с ОВЗ

Образовательные условия для детей с ОВЗ

В МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад «Сказка» создана и функционирует с открытия дошкольного учреждения группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

 Что означает аббревиатура ОВЗ?

Ограниченные возможности здоровья — к данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Что означает аббревиатура ЗПР?

Задержка психического развития – это негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых) т.е. когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков, эмоциональных проявлений

Такие дети предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ДОУ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Условия образовательного процесса для детей с ОВЗ, созданные в МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка»

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивид

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка»

В МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка»   функционирует группа компенсирующей направленности (для детей с ЗПР), среди них 1 ребенок инвалид. Дети — инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования

1.Обеспечение доступа в здание образовательной организации детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка»   функционирует с 2014 года. Учреждение располагается в двухэтажном  здании. В здании имеется лифт (подёмник ) для инвалидов . Входная площадка имеет навес. Центральный вход и  вход в каждую группу оборудованы пандусом. Имеется кнопка вызова помощника.

Устройства для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. На фасаде здания и внутри его имеются таблички с шрифтом Брайля. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет предоставлено сопровождающее лицо.

 2.Наличие оборудованных учебных помещений.

В дошкольном учреждении имеется:

· кабинет учителя-дефектолога (приспособленный). По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон: 1. Зона для подгрупповых занятий с детьми, включает в себя столы, стулья, магнитная доска 2. Зона, где находятся методические пособия учителя – дефектолога:справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию детей; учебно-методическая литература по обучению грамоте; пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса; занимательное игровое обеспечение дефектологических занятий (настольные игры – лото, игрушки); оборудование,  способствующее развитию мелкой моторики рук.

3. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ.

Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется соответствии с договором на оказание медицинских услуг и соглашения о взаимодействии. В ДОУ на постоянной основе работает медицинская сестра.Один раз в неделю ДОУ посещает закрепленный за учреждением врач-педиатр.

Обеспечивается оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи:

· организуются профилактические осмотры;

· проведение санитарно-просветительской работы;

· организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий Санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя, корригирующая с использованием дыхательных упражнений, пальчиковая гимнастики, воздушные ванны, правильная организация прогулки, проветривания, соблюдение температурного режима в течение дня).

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

4.Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ.

Оборудование и персонал пищеблока детского сада осуществляют потребность воспитанников в пятиразовом питании (второй завтрак – фрукты, сок). Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

5.Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

6.Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников.

Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

6.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

В ДОУ имеются 1 интерактивная доска в учебном классе, 2 переносных мультимедийных проектора. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
  • заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
  • разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ;
  • составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по адаптированной  программе;
  • создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
  • реализация индивидуальной программы или маршрута;
  • проведение промежуточной диагностики и анализ;
  • консультирование родителей.

Информация для родителей:

  • —о предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
  • —об основных образовательных программах;
  • —о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
  • —о содержании психолого-педагогической коррекции;
  • —о возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

О работе специалистов психолого-педагогического сопровождения

Педагог-психолог:

График педагога-психолога

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

График учителя-логопеда

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Учитель-дефектолог:

График учителя- дефектолога

  • обследует дошкольников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии;
  • составляет заключения по результатам обследования;
  • определяет задачи, формы, методы коррекционной работы;
  • организовывает и проводит коррекционно-диагностическую работу.

О работе специалистов

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • осуществляет укрепление здоровья детей;
  • совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Рабочие программы специалистов

 Программа музыкального руководителяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Бузнаевой А.Ф. в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 образовательный период
 Программа педагога-психологаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога Кафлиной Ю.В. в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 образовательный период
 Программа учителя-логопедаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда Поникаевой Н.И в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 образовательный период
 Программа музыкального руководителяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Павловой Н.В. в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 образовательный период
 Программа учителя дефектологаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога Бибишевой Л.В. в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на 2023-2024 образовательный период
 Программа инструктора по физической культуреРАБОЧАЯ ПРОГРАММА инструктора по физической культуре Ануфриевой С.Н. в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 образовательный период
 Годовой план 2023- 2024Годовой план работы МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Сказка»

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ

Ф.И.ОДолжностьОбразование/что закончилаСтаж работы общий/педагогическийКвалификация
Рогожина Альбина АлександровнаВоспитатель Среднее специальное.Зубово-Полянское педагогическое училище 42/42первая квалификационная категория
Ведянова Ирина СеменовнаВоспитательСреднее специальное.Зубово-Полянское педагогическое училище36/20Соответствие занимаемой должности
Бибишева Лариса ВитальевнаУчитель-дефектолог Высшее. МГПИ им. М.Е.Евсевьева, олигофренопедагогика24/12Соответствие занисаемой должности
Кафлина Юлия ВикторовнаПедагог-психолог Высшее. МГПИ им. М.Е.Евсевьева, педагог-психолог, учитель-олигофренопедагог18/16высшая квалификационная категория
Поникаева Наталия ИвановнаУчитель-логопед Высшее. МГПИ им. М.Е.Евсевьева, учитель-логопед15/14высшая
квалификационная категория
Ануфриева Светлана НиколаевнаИнструктор по ФКВысшее. МГПИ им. М.Е.Евсевьева, методист по дошкольному воспитанию27/27 высшая
квалификационная категория
Павлова Надажда ВладимировнаМузыкальный руководительВысшее. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства.Художественный руководитель вокально-хорового коллектива9/9Соответствие занимаемой должности
Захарова Ольга ВасильевнаСтарший воспитатель Высшее. МГПИ им. М.Е.Евсевьева, учитель русского языка и литературы15/15высшая
квалификационная категория

ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ

раздел сайта Доступная среда

Паспорт доступности организации

ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТИЖЕНИЯХ УЧЕНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЗА 2022 год

Группу компенсирующей направленности в 2022 году посещали 6 воспитанников из которых 2 ребенка — инвалида

            В результате анализа данных на начало года 60% имели низкий уровень и 40% детей имели ниже среднего уровень познавательного развития. В ходе обследования, проведённого в течение учебного года, у детей в разной степени были выявлены следующие нарушения:

  • трудности восприятия образцов артикуляции
  • бедность чувственной стороны речи
  • нарушение координации и ориентировки в пространстве
  • затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
  • процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
  • слуховое восприятие  и удержание информации
  • причинно-следственных отношений
  • произвольное и непроизвольное внимание
  • недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
  • составление рассказа по сюжетной картинке
  • затруднения в умении правильно держать ручку

По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка (6детей), а также сформированы подгруппы (2 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.

По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход. 

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая  работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.

II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующимнаправлениям:

  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование элементарных математических представлений
  • обучение грамоте
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы;
  • обогащение словаря.

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме.

Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно — развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.

На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:

Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.

Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью  взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.

Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.

Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий.  Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.

Ф.И. ребенка Уровень интелл. Развития  на начало  года Уровень интелл.  развития на конец года Динамика
1 Виталик низкий низкий незначительная
2 Денис низкий Ниже среднего волнообразная
3 Иван низкий низкий незначительная
4 Женя средний средний положительная
5 Саша средний средний положительная
6 Даниил низкий Ниже среднего волнообразная

По результатам итоговой диагностики 2 детей  показали положительную динамику развития,2 детей показали волнообразную динамику развития. Эффективность коррекционно-развивающей работы проведена благодаря стабильному посещению детьми детского сада, выполнению всех домашних заданий, получению родителями систематических консультаций. Эти дети добились хороших результатов. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают незначительную, но позитивную динамику по всем направлениям развития у двух детей.

Положительное влияние на коррекционно-развивающий процесс в группе «Лучики» оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Выпустились в школу из группы компенсирующей направленности — 3 детей. (Двум воспитанникам рекомендовано индивидуальное обучение по программе начальной школы для детей с ЗПР, одному ребенку рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.)